Форум » Название раздела 13 » Венок майских праздников » Ответить

Венок майских праздников

Izis: Всеобщее смешение и наслоение друг на друга различных традиций часто образуют весьма забавные сочетания. Например, легендарная череда майских праздников, сложившаяся в советское время и парализующая производственную сферу страны на полмесяца, предваряется Вальпургиевой ночью - своеобразным профессиональным праздником женщин непростой судьбы средневековой Европы. Вальпургиева ночь в колдовском учении наиболее значительный из языческих праздников, посвященный плодородию, и один из главных шабашей, отмечаемых ведьмами. Вальпургиева ночь - с 30 апреля на 1 мая, по германскому народному поверью, служит годичным праздником ведьм, собирающихся в эту ночь вокруг своего повелителя-сатаны - на высокой, недоступной горе Броккен, где и справляют свой "шабаш". Об этом поверье говорит Гёте в 1-ой части "Фауста". Оно сложилось около конца VIII века: так как 1-ое мая с особой торжественностью праздновалось язычниками как первый весенний праздник, то все те, кто не могли сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, несмотря на смертную казнь, продолжали собираться в недоступных местах, чтобы песнями и плясками встретить 1-е мая. Обстановка (костры, дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь. Название же произошло от совпадения с празднованием 1-го мая памяти святой Вальпургии, сестры святого Видибальда, канонизованной в 778 году. Вальпургиева ночь представляет собой то же самое, что и Бельтей, или Майский Канун, и отмечается ночью 30 апреля в ознаменование расцветающей весны. На Украине ведьмы проводят шабаш три раза в год: в канун 1 мая - Вальпургиева ночь, 29 июня - Петров день и 7 июля - Ивана Купала. Но Вальпургиева ночь считается международным ведьминым днем. По древней легенде нашу планету опоясывала земля, которая кусала себя за хвост. Место, в котором она кусала свой хост находится на одной из киевских Лысых гор. Ведьмы Украины до сих пор не могут прийти к единому мнению, какая из Лысых гор – главная. Первой является Лысая гора, к которой примыкают Крещатик и улица Петра Сагайдачного. Во времена язычества здесь стоял идол славянского бога Перуна. Второй считается гора, расположенная неподалеку от Андреевского спуска, в начале улицы Владимирской. На этой горе киевский князь Владимир устраивал жертвоприношения, и даже человеческие. Самой кровавой считается Замковая гора на Андреевском спуске. В 14 веке на этой горе сжигали и ведьм и казнили преступников. Ну, а самой главной – Лысая гора, которая расположена в Выдубичах. Именно на эту гору на шабаш летала булгаковская Маргарита. 1 Мая древние славяне отмечали Живин день Матушка-природа пробудилась от зимнего сна. С каждым днём всё вокруг зеленеет, свежеет, распускается, оживает… Да и как по-другому, ведь весна на дворе? Между тем, наши предки издавна связывали этот процесс пробуждения и обновления с деятельностью славянской богини Живы. Жива - Богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруга Дажьбога. Богиня Весны и Жизни во всех ее проявлениях; подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое собственно живым. Она - Богиня Животворящих Сил Природы, весенних бурлящих вод, первых зеленых побегов; покровительница юных девушек и молодых жен. Жива – это жизнетворящая суть Богини Лады – Великой Матери всего сущего. Таким образом, «Жива» – это одно из ее имен. Поэтому с ней можно взаимодействовать, как с живой сущностью или как с энергетическим потоком. Другие традиции называют этот поток жизни Святым Духом, Ки, Чи, Прана, Пневма и т.д. Жива – это Сила Света, Живления (поддержания жизни), Оживления и Питания, которая течет к нам из Прави, центра мироздания (мира Богов). При этом она выступает духовной силой, которая направляет людей к праведной (правильной,совершенной и согласованной) жизни. В особенности мощныйпоток этой вселенской силы проявляется во время праздников, когда люди, внутренне очищаясь, начинают воспринимать ее более полно, она ощущается как эмоциональный подъем, радость и счастье. В слове Жива, «Жи» символизирует всепобеждающую творческую силу жизни, а «Ва» (во) показывает ее текучесть и всеохватность. Энергия Живы — это энергия самой жизни, она освобождает человека от страха перед завтрашним днем, развивает уверенность в себе, усиливает радость, спасает от грусти, депрессии, меланхолии. Сила Живы позволяет общаться с Божественным Миром. Женщины, взяв метлы, совершали обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Прославляли Живу, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгали через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы: «Кто прыгнет высоко У того смерть далеко». На той же высокой горе затевали весёлые игрища и хороводы вокруг костра: «Коло яри светом зарим Мару борем, благодарим Ярило, Ярило, яви свою силу!» Играли сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в Явь. С наступлением утра угощались печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну: «Жаворонушки, летите! Нам зима-то надоела Много хлебушка поела! Вы летите и несите Весну красную, лето жаркое!» Когда вырастает трава, распускаются листья на деревьях, зацветают сады и луга, а люди как будто пробуждаются от зимней спячки, власть в свои руки берёт красивая и нежная Жива. Вместе со своими помощницами она обходит земные владения, и они оживают, зеленеют, становятся яркими и цветущими. Согласно древним поверьям, воплощением Живы зачастую воспринималась кукушка. Наши предки верили, что богиня Жизни превращалась в птицу и предвещала продолжение всего живого. Кукушка прилетает из далёкого Ирия, небесного рая, куда уносятся души умерших, где пребывают девы судьбы, и указывает нам магические часы. Все мы с детства помним рассказы о том, что кукушка отсчитывает часы нашего рождения, жизни и смерти. Услышав звуки, которые она издаёт, мы прислушиваемся к ним и задаём ей вопрос: «Кукушка-кукушка, сколько лет жить мне осталось?». Вероятно, птица и не слышит нашего разговора с ней, но нам так и хочется, чтобы она отвечала своё бесконечное «ку-ку», от этого как-то спокойнее…. А ещё кукушка предвещала начало лета и сопутствующих ему гроз. По её голосу гадали о том, насколько удачным будет замужество, удастся ли собрать хороший урожай. И никто не задавался вопросом, откуда же ей всё известно, а не ошибается ли вездесущая, почему она знает о будущем и может на него повлиять… Теперь 1 мая мы отмечаем другой праздник и радуемся законному выходному, но и он связан с миром, отдыхом, весной и непременно, жизнью… (Из разных источников) [more]1 мая Первое мая официально стало Днем солидарности трудящихся в 1889 году. Все началось с того, что 1 мая 1886 года в Соединенных Штатах прокатилась волна демонстраций. Рабочий люд вышел на улицы с требованиями установить восьмичасовой рабочий день, повысить зарплату и предоставить гарантии ее выплаты. Власти не обратили внимания на призывы демонстрантов. И тогда наиболее активные борцы за права трудящихся собрались в Чикаго на митинг протеста, который постепенно перерос в массовые беспорядки. Полиция города пыталась прекратить погромы, что только раззадорило толпу. Кульминацией событий стал взрыв бомбы, брошенной в ряды полиции одним из демонстрантов. Семь правоохранителей погибли и около 60 были ранены. В ответ полиция открыла огонь по митингующим, расстреляв сотни людей. В 1889 году Второй интернационал объявил 1 мая Днем солидарности трудящихся. В мире Первомай остается традиционным Днем всемирной солидарности трудящихся и борьбы за свои права.[/more] Православный календарь: [BR]http://days.pravoslavie.ru/Days/may1.htm Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Нечаянная Радость Икона Божией Матери, именуемая "Нечаянная Радость" Днесь вернии людие/ духовно торжествуем,/ прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго/ и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице:/ о, Премилостивая Владычице Богородице,/ подаждь нам нечаянную радость,/ обремененным грехи и скорбьми многими,/ и избави нас от всякого зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Ответов - 2

Izis: Бельтайн Отмечаемый в ночь на 1 мая праздник Бельтайн (Beltane или Beltaine) был одним из двух самых важных праздников кельтского календарного года, который делился на два равных периода, открывавшихся большими праздниками — Самайном (Samhain) 1 ноября и Бельтайном (Бельтэйн) — 1 мая. Эти даты были связаны с важнейшими вехами скотоводческого календаря — выгоном скота на летние пастбища в первые числа мая и возвращение его в стойла на зимний период — к 1 ноября. С древности обряды, приуроченные к этим двум праздничным дням, имели большое сходство между собой, так как по существу смысловое значение их совпадало: обрядовыми действиями люди стремились обеспечить благополучие своей семьи, всей общины, сохранить основу их благосостояния — скот и посевы. Как и на Самайн, центральным ритуалом праздника Бельтайн было разжигание больших костров на вершинах гор или расположенных вблизи селения высоких холмов. По своему происхождению этот обряд, судя по отдельным сохранившимся фрагментам и по описанию его в исторических источниках, связан с культом солнца, составлявшим важную часть языческих верований древних кельтов. Вот как описывался этот ритуал в средневековых источниках: в течении нескольких дней перед 1 мая жители общины собирали топливо для костров Бельтайна. Только определенные породы деревьев можно было класть в такой, считавшийся священным, огонь. На вершине горы приготовляли место и топливо для двух костров, а вокруг обоих костров рыли круглый ров, достаточно просторный, чтобы вместить всех собравшихся. В канун Бельтайна во всех домах селения гасили огни. Задолго до рассвета жители выходили из домов и начинали подниматься вверх, по склону, гоня перед собой весь свой домашний скот. Процессию возглавляли друиды, облаченные в белые плащи. Достигнув подготовленного для костра места, все становились в ров вокруг костра и молча ждали рассвета. Когда восток начинал алеть, особо уважаемые в селении люди добывали огонь для костра (путем трения друг о друга двух сухих кусков дерева). Костер зажигался с появлением первых лучей солнца. Пели торжественный гимн солнцу, после чего собравшиеся трижды обходили по рву костер, три раза также прогоняли через огонь скотину (по узкому проходу между кострами), с зажженными факелами в руках обходили животных, вокруг своих земельных участков и домов. Этими же факелами зажигали и новый огонь в очаге. Цель церемоний с огнем была двоякая: более древняя — умилостивление и почитание сил природы, и прежде всего бога солнца, направленное на то, чтобы сохранить невредимыми стада, получить хороший приплод скота, урожай на полях. На Шетландских островах белтанские костры горели обычно три дня, и в эти дни ранним утром каждый житель селения должен был приветствовать солнце, сказав ему: «Доброе утро!» («Gude morneen!») МАЙСКОЕ ДЕРЕВО (maypole) Гвоздем программы празднований в Бельтейн является майское дерево — только что срезанное дерево, освобожденное от веток и украшенное лентами и цветами. Бельтейн — это праздник плодородия, он справляется накануне 1-го мая, отсюда и название дерева. Майские обряды широко распространены на Британских островах, в Европе, Канаде и в Соединенных Штатах. Майское дерево — фаллический символ, обычно его делают из дерева, которое ассоциируют с плодородием, — из дуба, березы, вяза или ели. Эти ДЕРЕВЬЯ почитали, как дарующие жизнь растения, уже в древние времена. Они играли важную роль в языческих ритуалах, направленных на усиление плодовитости женщин, прирост скота и урожая. В соответствии с традицией, срезание майского дерева сопровождается большим праздником, пением и танцами. В более давние времена майское дерево воздвигали в центре деревни, сейчас его устанавливают на поляне или в любом месте, где происходит празднование. Его украшают цветочными гирляндами и длинными лентами, прикрепленными к короне. Широко распространен обычай, когда молодые парни и девушки берут ленты, и, чередуясь, танцуют вокруг столба, размахивая и перебрасывая ленты до тех пор, пока они не обматываются вокруг него. В некоторых местностях Франции вокруг столба танцуют только девушки, а завернутый в листья юноша, которого называют Отцом-маем, водит их вокруг столба. В Баварии майское дерево воздвигают перед таверной, и мужчина, называемый Валбер завернутый в солому, танцует вокруг него. Танцы и пение сопровождаются пиром. В Скандинавии существует традиция ставить много майских деревьев в каждом доме. Этот праздник отмечается в середине лета, а не в начале мая. По обычаю столб сжигают в конце года на осеннем празднике. В идеале для каждого Бельтейна столб должен быть из свежего зеленого дерева, однако в прежние времена деревенские жители считали удобным иметь постоянное майское дерево, которое каждый год заново украшали. Пуритане, которые неодобрительно относились к языческим праздникам из-за их сексуальных аспектов, во многих поселениях по всей Англии уничтожили майские деревья. Пуританский писатель Штаббс называл майское дерево "отвратительным идолом". После того, как его устанавливали горожане, он писал, что "все предавались обжорству и пировали, скакали и танцевали вокруг него, как делают язычники, поклоняющиеся своим идолам". Майское дерево в Боварии: Ствол майского дерева обвит лентой или окрашен спиральной полосой. При этом направление спирали установлено совершенно чётко – снизу вверх слева направо. В баварских деревнях майское дерево имеет бело-голубую расцветку, соответствующую национальным цветам Баварии. Однако в некоторых деревнях ствол дерева неокрашен, хотя такое встречается гораздо реже. В этом году мне довелось побывать на возведении неокрашенного майского дерева в совсем маленькой альпийской деревушке. Именно в таких местечках особенно тщательно хранят национальные традиции, любое мероприятие состоится не для показухи и туристов, а самих жителей деревни, всё происходит совсем по-домашнему, без лишнего пафоса. С установлением майского дерева у баварцев связано много традиций. Прежде всего, ствол дерева должен быть доставлен к месту возведения на телеге по центральной улице деревни. Эта процессия сопровождается духовым оркестром и множеством зрителей. В давние времена считалось, что пропажа дерева может навлечь на деревню разные беды и лишиться его раньше времени – позор, поэтому подготовленный для установки ствол дерева нужно охранять. Однако по другой народной традиции, сохранившейся и по сей день, ствол майского дерева следует непременно выкрасть в ночь перед его возведением. Таким "воровством" занимаются жители соседних деревень. Похищение происходит тоже по определённым правилам. На следующий день похищенное майское дерево выкупают за несколько бочек пива, которое пострадавшие владельцы дерева и его похитители дружно выпивают вместе. Процесс установки длится несколько часов – с чувством, с толком, с расстановкой. Самую тяжёлую работу выполняют мужчины помоложе и покрепче. Те, что постарше и поопытнее, участвуют пассивно – дают советы, причём очень громко и на местном, только им понятном диалекте. Сначала ствол осторожно снимают с телеги, прикрепляют гербы, символы, таблички. Чаще всего ствол майского дерева устанавливают вручную с помощью парно связанных шестов, но если дерево слишком большое и тяжёлое, то без подъёмного крана не обойтись. Основание ствола при этом вставляется в стальной забетонированный каркас и тщательно укрепляется. http://www.russianwomanjournal.com/culture2/71040510.htm Пока идёт установка майского дерева, вокруг устраиваются деревенские гуляния.

Izis: В граф. Перт обычно поднимаются на холм Кинноул (Kinnoul) -по поверью, те, кто умоется майской росой, будет прекрасен в наступающем году. В Абердинском альманахе 1692 г. мы находим такой первомайский стишок: "О Вожделенный Май, красив ты, влажен, весел. Цветут деревья, травы... ................................................. И больше свежести, и больше красоты ты соберешь, Когда умоешься росою утром первомайским." В Эдинбурге наблюдается следующий обычай собирания первой росы: "Около четырех утра по всему Эдинбургу скрываются ворота, звонят в колокола, со всей округи собирается народ, разодетый во все цвета радуги, который постепенно направляется к холму "Arthur's seat". В течение получаса верхушка холма покрывается оживленной толпой. Можно видеть, как народ, наряженный в килты, танцует вокруг Майского дерева. Считалось большой удачей принимать участие в празднестве." "На Первое Мая девушки ходили умывать лицо росой и загадывать желание перед тем, как наступит рассвет, делая это они, должны были ругать про себя тех юношей, о которых они мечтали, и желание осуществится." В районе Росс-шир (Ross-shire) девушки срывали побеги плю-ща с выступившей на них росой, ни в коем случае не прибегая к помощи стальных ножей. С этим интересно сравнить индийский ритуал празднования 1-го Мая. В честь Бога Реки приняты ритуальные купания, игры в реке в праздник Madanotsava (mad - "опьянять, utsava - "ритуальный праздник"), отмечаемого 1-го Мая. В основном в нем задействованы женщины, которые наряжаются в самое дорогое что у них есть, чтобы в таком одеянии погрузиться в воду. Считается, что чем больше она зайдет в воду, тем больше удачи у нее будет наступающим летом. Такие купания бывают только раз в году, тем самым символизируя зачинание нового временного цикла. В Финляндии 1 мая было Днем Ведьмовской Рябины, праздником богини Рауни, связанной с горным ясенем или рябиной. В этих краях по сей день считается, что ветки рябины предохраняют от злых духов. В некоторых источниках Рауни называется не богиней, а богом. (В скандинавской мифологии, первая женщина (Эмбла), как говорят, была сделаны из рябины. Рябина также фигурирует в путешествии Тора в подземный мир. После того, как Тор упал в быструю реку, его спасает рябина, что наклоняется и помогает взобраться на берег.В Норвегии рябина была символом этого бога)



полная версия страницы